О нашем Центре О вальдорфской педагогике Координаты вальдорфских детских садов в России Как с нами связаться

О ПЕДАГОГИКЕ.
Основы вальдорфского детского сада.

Вальдорфская педагогика возникла как часть духовной науки – антропософии, созданной Рудольфом Штайнером (1861-1925). Антропософия рассматривает мир и человека в их материальном и духовном единообразно, используя научный метод познания. Так, в результате деятельности Р.Штайнера и его соратников, появляется не только духовная наука как таковая, но и многочисленные духовно-практические инициативы:

• Вальдорфская педагогика;
• Антропософская медицина;
• Биодинамическое экологическое сельское хозяйство;
• Формы социального самоуправления;
• Новые стили в архитектуре, живописи, музыке, поэзии, театре, искусстве движения (эвритмия).

Вальдорфская педагогика родилась в 1919 году, когда в местечке Вальдорф (Германия) начала работать первая школа. Так появилось и наиболее распространенное наименование педагогики – по месту рождения; другое распространенное название: педагогика Штейнера.

В 1925 году в Штутгарте Элизабет фон Грюнелиус открыла первый вальдорфский детский сад.

В двадцатых годах в Европе появились лечебно-педагогические учреждения для проблемных детей.

На сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений.

В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80 годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России 70 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ.

Вальдорфская педагогика содержит ряд принципов:

• все дети имеют право на воспитание и обучение;
• каждый ребенок является личностью;
• воспитание и обучение строятся сообразно возрасту и индивидуальным особенностям детей;
• воспитание дошкольников опирается на пример и подражание, обучение в младшей школе – на авторитет учителя, обучение в старшей школе вырабатывает внутреннюю самостоятельность;
• воспитание и обучение создают здоровую телесную и душевную основу для развития личности в течение всей жизни.

Статьи по теме:


 

Основы вальдорфского детского сада

Регина Хёкк
Руководитель дошкольного вальдорфского центра.

Чем отличается вальдорфский детский сад от обычного детского сада? Этот вопрос задают очень часто, и мы попробуем рассмотреть некоторые основные мысли, на которые опирается педагогическая деятельность в вальдорфском саду.

Всякое воспитание имеет целью ввести ребенка в окружающий его мир. Исходя из этого, мы можем сформулировать первую важную цель вальдорфской педагогики: мы хотим помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество и в наше время здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, детских садовниц и всех остальных взрослых, участвующих в воспитании, должны соединиться. Все должны быть едины в стремлении познать и понять индивидуальность ребенка. Ребенок не является “чистым листом”, на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он уже приносит с собой определенные свойства, склонности и предрасположенности.

Мы, как воспитатели, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы.

Каждый ребенок – единственный! Воспитатель должен иметь это в виду и сообразно этому мыслить. Он должен основательно изучить законы развития ребенка и быть хорошо подготовленным в области методики и дидактики, чтобы приблизиться к пониманию детской индивидуальности. Можно сказать, что главным практическим навыком вальдорфской воспитательницы является точное наблюдение и действие, соответствующее обстоятельствам и натуре ребенка. Это требует пробужденности, внимания и творческого поведения в любой педагогической ситуации.

Когда ребенок приходит в мир, он полностью зависит от взрослых; или можно сказать: он приходит с доверием, надеясь встретить помощь, любовь и заботу. И мы видим, как это необходимо для его здорового развития!

Всякое развитие требует времени, созревание требует времени. Вначале ребенок учится важнейшим, фундаментальным человеческим свойствам: прямостоянию и ходьбе, речи и мышлению.

И нет у ребенка в его первые годы задачи большей, чем расти! В этом возрасте не только растет все тело в целом, но особенно интенсивно формируются и настраиваются отдельные его органы. Первостепенным является:

  • формирование органов чувств, мозга и нервной системы;
  • выстраивание правильного ритма сердца и дыхания;
  • организация  взаимодействия внутренних органов.

При рождении эти области находятся как бы в зачаточном состоянии и нуждаются в дальнейшем развитии. Во все моменты жизни ребенка до семи лет здоровое формирование тела стоит на первом месте, и завершается этот период сменой зубов.

В этом возрасте закладывается основа здоровья на всю жизнь!

И самым существенным, определяющим оказываются те впечатления, которые окружают ребенка, и те возможности для его собственной деятельности, которые мы ему предоставляем.

Хотя ребенок после рождения беспомощен  и нуждается в нашей заботе, он приносит с собой в мир при рождении две способности, благодаря которым он осваивает мир: способность к подражанию и огромную силу воли. Ребенок полностью предан впечатлениям окружающего мира. Все внешние воздействия: цвет, звук, тепло, запах – оказываются для него очень важными. Взрослый точно воспроизводит на сетчатке глаза образ внешнего мира. Ребенок же не только зрением, но и всей своей телесностью принимает и воспроизводит в себе воздействие окружающего мира. Поэтому Рудольф Штейнер говорит, что ребенок весь является органом чувств с интенсивной возможностью восприятия.

Все происходящее в окружении ребенка производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его повторить усвоенное, воспроизвести самостоятельно. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается в первые три года благодаря подражанию. Люди ходят и стоят – и ребенок начинает ходить. Люди говорят друг с другом – и ребенок учится речи. Люди живут осмысленно – и ребенок начинает думать. Подражание живет в нем как внутренний импульс. В первые семь лет он по-настоящему учится только через подражание. Но в условиях правильного ученья всегда будет то, чему ребенок может подражать. Это значит, что люди, окружающие ребенка, все время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребенку, все их действия должны быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающими повторения.

Мы видим маленького ребенка как волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, но глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. Поэтому ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Все, что он видит, он хочет повторить, а если не удается, он готов попробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и, действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать. И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не лишать его нашей заботы. Нам надо благожелательно и разумно вести ребенка, давая ему возможность через подражание и совместное действие правильно развиваться и осваивать мир.

Прежде всего в детском саду мы стремимся ввести течение дня в правильный ритм, поскольку важнейший педагогический принцип примера и подражания получит свое развитие только благодаря ритму и повторению. Ритм и повторение должны быть практически реализованы. Самое важное в дневном ритме – свободная игра, то время, когда дети свободно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы, а взрослые заняты деятельностью, необходимой для жизни группы. Взрослые занимаются одним делом в течение нескольких дней. Это могут быть хозяйственные работы или рукоделие. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни. Через действие, через собственный опыт дети, как уже упоминалось выше, прежде всего учатся.

За свободной игрой следует уборка, после – подвижная музыкально-ритмическая игра с определенным сюжетом, затем мы идем гулять. По возвращении детям рассказывается сказка, и они садятся обедать. Пообедав, идут спать. Вторая половина дня в детских садах сада проходит по-разному, в зависимости от того, когда родители забирают детей.

Этот выработанный ритм повторяется каждый день, немного изменяясь в зависимости от дня недели: в один из дней дети лепят из воска, в другой пекут печенье или рисуют. Ритмичность года выражается в том, как естественно следуют одна за другой повторяющиеся из года в год природные эпохи. Их содержание определяется временем  года и основными праздниками и включает в себя различные виды деятельности воспитательниц и детей, характерный набор игр, песен, сказок.

Статьи по теме:


Рудольф Штейнер (1861-1925)



 

Москва, Комсомольский пр-т д.38/16
Тел: (499) 245 90 49
Вебмастер Александр Матюшкин